Второй аккумулятор в автомобиле
В любом автомобиле аккумуляторная батарея служит для накопления электроэнергии во время работы двигателя и её отдачи во время запуска, либо обслуживания бортовых электроприборов во время стоянки авто.
Порой возникает необходимость установки второго аккумулятора, поскольку штатный не справляется. Как правило, такой шаг вызван установкой дополнительного энергоемкого оборудования – мощной аудио системы, электролебедки, мультимедиа.
Для чего нужен дополнительный аккумулятор в машине?
Некоторые автопроизводители заранее предусмотрели установку двух АКБ. В первую очередь это касается грузовиков, поскольку у них бортовая сеть имеет напряжение 24 вольта, соответственно подключение двух аккумуляторов по 12В каждый происходит последовательно.
Также в заводской комплектации 2 АКБ присутствуют в некоторых моделях Ford Transit, Toyota Land Cruiser, Mercedes и Peugeot 607, там они подключены параллельно.
Остальные машины автовладельцы переоборудуют под свои задачи: у кого-то мощный автозвук, кто-то любит бездорожье и ему нужна электролебедка. Спецавтомобили, инкассаторские и реанимационные бригады также оснащаются дополнительными батареями, поскольку в них установлено мощное дополнительное электрооборудование.
Как подключить второй АКБ
Итак, если Вы решили подключить второй аккумулятор в помощь основному, будьте готовы к тому, что потребуется несколько модернизировать автомобиль, поскольку при выполнении этой задачи нужно обратить внимание на несколько важных нюансов:
- Дополнительный АКБ должен быть идентичен по емкости с основным. В идеале – сразу купить два аккумулятора одного производителя с одинаковыми характеристиками.
- Штатный генератор способен полноценно зарядить только одну штатную АКБ, остальная часть вырабатываемой им энергии тратится на обслуживание энергосистемы автомобиля. Поэтому, либо меняем генератор на более мощный, либо устанавливаем в цепь из двух аккумуляторов коммутатор, но об этом несколько позже.
- Дополнительную АКБ не стоит устанавливать в салоне, поскольку во время зарядки выделяется сернистый газ. В крайнем случае – выведите газоотводную трубку от батареи наружу.
Провода для подключения должны иметь хорошую изоляцию и достаточное сечение, все клеммы должны быть хорошо обжаты и изолированы. Также побеспокойтесь о жестком креплении батареи.
Схема подключения двух аккумуляторов
Подключение двух АКБ можно реализовать последовательным соединением и параллельным. В первом случае, если соединить два аккумулятора 12 вольт - на выходе получим 24 вольта, и такое напряжение характерно для грузовых авто и тяжелой спецтехники, в которых бортовая сеть рассчитана именно на это напряжение.
Параллельное соединение необходимо для увеличения емкости двух батарей при выходном напряжении 12вольт. Такая схема нужна в том случае, если необходимо увеличить емкость, необходимую для обслуживания электрооборудования машины.
Теперь о самом главном. Допустим, мы имеем достаточно мощный генератор, способный зарядить две батареи, соединенные параллельно. Но все потребители в авто соединены с основным аккумулятором, который и будет разряжаться быстрее. А дополнительный будет отдавать свою электроэнергию через основной, тратя часть энергии на его подзарядку.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем установить в цепь из двух батарей коммутатор, или по-другому – диодный изолятор. При такой схеме дополнительное электрооборудование подключается ко второму аккумулятору, а коммутатор в ручном или автоматическом режиме выбирает, какую батарею задействовать в той или иной ситуации и на какую подавать зарядное напряжение от генератора.
В итоге мы получим практически две автономные системы, заряжаемые от одного общего генератора. Одна батарея обслуживает дополнительное оборудование, другая – энергосистему автомобиля. При желании этим процессом можно управлять, перераспределяя энергию.
Особенности эксплуатации
Для автовладельца установка дополнительного аккумулятора накладывает определенные обязанности по грамотному уходу за этой схемой. Поскольку длина проводов у основной и дополнительной батареи отличается, степень зарядки АКБ также будет различной. Необходимо периодически контролировать уровень заряда каждой батареи отдельно (предварительно разомкнув цепь) и при разнице напряжения 0,1 вольта между основной и дополнительной проводить балансировку напряжения.
Звучит страшно, но на самом деле все просто: раз в полгода размыкаем цепь, мультиметром замеряем напряжение на обеих батареях: к примеру – 12,7 первый и 12,5 вольт второй АКБ. Значит, необходимо произвести зарядку стационарным зарядным устройством, малыми токами (2-3А), причем каждой батареи отдельно.
Установка второго аккумулятора целесообразна только в случае наличия действительно мощного серьезного дополнительного электрооборудования. Но довольно часто вполне достаточно будет просто установить более мощную батарею в штатное место или заменить её на другой тип, например-на АКБ, произведенные по технологии EFB или AGM, и вопрос сразу решится малыми средствами.