Сухозаряженный аккумулятор – что это и как использовать?
Во времена Советского Союза практически 90% аккумуляторов производилось в сухозаряженном виде. Прежде всего это делалось для увеличения срока хранения продукции на складе, поскольку, пока батарея не залита электролитом, она может храниться до 3-4 лет, а активированная (заправленная) - не более полутора. На данный момент сухозаряженный аккумулятор производится только для мотоциклов и другой мототехники.
Что представляет из себя сухозаряженная АКБ
При производстве таких батарей, как правило – имеющих напряжение 12 вольт, на заводе в конце рабочего процесса просто не заливают в корпус электролит. При этом АКБ находится как бы в спячке, пока его не активируют. Батареи для мототехники могут быть как обычными кислотными, с жидким электролитом внутри, так и произведенными по технологии AGM, при которой электролитом пропитано стекловолокно, запрессованное между пластинами. И тот, и другой тип аккумуляторов может быть сухозаряженным, и нам после покупки остается лишь его активировать. При этом электролит вступит в электрохимическую реакцию с активной массой, нанесенной на пластины, и начнется выработка энергии.
Ввод в эксплуатацию сухозаряженного аккумулятора
Итак, мы стали счастливым обладателем новенького сухозаряженного AGM аккумулятора. Перед установкой на технику нам надо его активировать – рассмотрим пошагово:
- Сверху АКБ специальной пленкой закрыты заливные отверстия – убираем её.
- Достаем из комплекта электролит, который находится в шести пластиковых баночках, спаянных между собой.
- Сверху этих баночек есть длинная резиновая черная пробка – снимаем её и откладываем в сторонку, она нам понадобиться при дальнейшей эксплуатации.
- Все емкости с электролитом закрыты пробками из фольги. Берем эти баночки, переворачиваем вниз и вставляем горлышками в заливные отверстия АКБ.
- Нажимаем на емкость, фольга пробивается и электролит потихоньку сливается в батарею.
- Как только слив закончен, выбрасываем уже ненужную пластиковую емкость и ждем 20-30 минут. Внутри начался процесс, там что-то булькает и шипит, а батарея может стать теплой – это нормальный процесс электрохимической реакции.
- Через 30 минут можно взять резиновую длинную черную пробку от емкости с электролитом и плотно закрыть заливные отверстия АКБ. Всё, туда мы больше не полезем. Осталось его полностью зарядить.
Как зарядить сухозаряженный аккумулятор
Нередко возникает вопрос, можно ли заряжать сухозаряженную батарею? В сухом виде конечно же нельзя. А вот после активации – пожалуйста. Активированный аккумулятор через 30 минут уже будет практически на 75% заряжен. Для более полной и глубокой зарядки нам необходимо ему помочь – подключить зарядное устройство. Процесс зарядки мото и авто АКБ практически не отличается. Подключаем ЗУ согласно полярности. Выставляем зарядный ток 5-10% от емкости батареи, а зарядное напряжение должно быть 14,1-14,4 В для AGM и 14,8-16 В для обычных АКБ с жидким электролитом. Еще раз напоминаем, заливать в сухозаряженный аккумулятор можно только электролит. После активации AGM туда больше ничего не доливается на протяжении всего срока эксплуатации.
Срок хранения сухозаряженных батарей
Итак, производители по просьбам торговых сетей решили выпускать мото батареи сухозаряженными. Это сделано прежде всего потому, что во многих странах сезон мотоциклов длится 4-6 месяцев, а бОльшую часть года техника простаивает. Также на полках магазинов простаивают и аккумуляторы, но срок хранения не активированной АКБ до начала эксплуатации может составлять 3-4 года, поскольку она находится без электролита и химический процесс не идёт.
Самое главное – правильно хранить активированную АКБ во время эксплуатации, чтобы продлить срок годности. Обязательно вне сезона снимайте аккумулятор с техники, храните в теплом помещении и периодически, раз в месяц проводите профилактическую зарядку, этим вы продлите жизнь батарее в два раза.