67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее

Сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля

08.02.2023
Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор

Аккумулятор нуждается в периодической зарядке, будь то профилактическая (раз в сезон) или экстренная (в случае непредвиденной глубокой разрядки батареи). И крайне важно в этом процессе соблюдать определенные правила, в том числе и время зарядки АКБ, поскольку при неправильных действиях аккумулятор либо не сможет набрать соответствующую плотность электролита и не будет соответствовать своим характеристикам, либо получит перезаряд и выйдет из строя ввиду разрушения пластин с активной массой. В данной статье мы рассмотрим именно временной процесс подзарядки источника питания автомобиля.

Подготовка аккумулятора к зарядке

Прежде всего необходимо снять АКБ с автомобиля и поставить в хорошо проветриваемом помещении. Поскольку аккумулятор заряжается, в среднем, от 6 до 24 часов, необходимо предусмотреть периодический контроль процесса. Очистите батарею от пыли и грязи и при наличии пробок открутите их. Проверьте уровень электролита, который должен покрывать пластины на 1 см, в случае надобности долейте дистиллированную воду.

Следует отметить, что при глубокой разрядке на морозе электролит расслаивается на серную кислоту и воду, которая может замерзнуть. В этом случае АКБ необходимо оттаять до полной разморозки льда. И будьте морально готовы к тому, что она уже не восстановится – льдом могло разорвать пластины с активной массой.

Время зарядки в зависимости от типа батареи

Большинство «диванных» экспертов, переписывая друг у друга тексты придерживаются мнения, что процесс зарядки обслуживаемых и необслуживаемых батарей принципиально отличается. Мы, обычные практики, ежедневно сталкивающиеся с такими вопросами, можем с ними поспорить. Севший аккумулятор, будь то с пробками или без них, заряжается абсолютно одинаково. Единственное отличие состоит в том, что в обслуживаемых АКБ Вы можете контролировать ареометром плотность электролита, и по достижении её 1,27 г/см3 прекратить процесс, а в необслуживаемых – плотность не измерить, время зарядки нужно контролировать по-другому. И совсем другое дело – аккумуляторы, произведенные по технологии AGM или GEL, здесь есть пара важных моментов, на которых мы остановимся ниже.

AGM и GEL

Зарядка AGM батареи

Технология GEL применяется, как правило, в тяговых аккумуляторах. В них электролит загущен до состояния зубной пасты. Благодаря этому они выдерживают большое количество циклов «разряд-заряд». У AGM батарей, которые устанавливаются практически во все современные энергонасыщенные авто, все пространство между пластинами заполнено спрессованным стекловолокном, пропитанным электролитом. Они являются герметичными и необслуживаемыми. Заряжать AGM и GEL аккумулятор зарядным устройством можно, но оно должно быть импульсным (не трансформаторным) и иметь возможность регулировки выходного напряжения и зарядного тока. Сколько ампер часов давать на такую батарею? Как и на обычную, 5-7% от емкости (к примеру: на 60 А/ч выставляем 4А). Мы не рекомендуем устанавливать первоначальную силу тока в 10 процентов (как это принято у Диванных Экспертов), поскольку это может повредить пластины. Пусть аккумулятор по времени заряжается на 1-2 часа дольше, но в щадящем режиме. А вот выходное напряжение должно быть в пределах 14,1 – 14,4 вольта, не больше и не меньше. Также очень важно при зарядке этих батарей следить за тем, чтобы они не нагревались. Если такое случилось – прекратить процесс, дать остыть и включить зарядку с пониженной силой тока – 2-3% емкости.

Ну а сколько же часов происходит зарядка АКБ? Все современные зарядные устройства по мере зарядки автоматически понижают выходной ампераж и вольтаж, и как только стрелка ЗУ опустилась к цифре ноль (загорелась зеленая лампочка, появилась надпись на дисплее) – процесс считается законченным.

Необслуживаемые и обслуживаемые

Обслуживаемая батарея

В данную категорию мы отнесем АКБ с пробками, без пробок, кальциевые (Са-Са) гибридные (Са+) и EFB технологию, все они содержат жидкий электролит (WET). Есть общие правила и несколько незначительных отличий при зарядке WET аккумуляторов, рассмотрим их:

  • АКБ демонтировать с авто, перенести в проветриваемое помещение, очистить корпус и клеммы и произвести осмотр на предмет повреждений корпуса.
  • В обслуживаемых батареях вывернуть пробки для контроля уровня электролита. При достижении плотности 1,26-1,27 во всех банках зарядку можно прекратить.
  • Старую гибридную технологию (Са+) заряжать напряжением 14,4-14,8 Вольт, ставить амперы 5-7% от емкости. Опять же либо контролируя плотность, либо ждем сигнал от ЗУ.
  • Кальциевые (Са-Са), в том числе и EFB аккумуляторы первоначально заряжаем силой тока 5%-7% от емкости напряжением 14,8-15 вольт. Как только ЗУ покажет, что АКБ зарядилась – выставляем напряжение 16 Вольт, только на долго не надо, достаточно на 1 час.
  • Важно: аккумулятор в процессе зарядки должен немножко кипеть (похоже на пузырьки при открытии минералки), только в этом случае батарея получает заряд и повышается плотность электролита.

Если ЗУ долго не снижает амперы, если одна или несколько банок не кипят или разряженная батарея зарядилась за 30 минут – возможен брак АКБ, необходимо обратиться к специалистам для более точного диагноза.

Способы зарядки

Все современные ЗУ способны контролировать процесс зарядки АКБ и автоматически понижать зарядный ток по мере наполнения батареи энергией, поэтому вопрос - сколько должен заряжаться аккумулятор автомобиля - Вас не должен волновать.

Однако, если Вы хотите поэкспериментировать с батареей, вкратце расскажем о нескольких способах зарядки WET АКБ, но для этого Ваше ЗУ должно иметь регулировки по выходному напряжению и силе зарядного тока.

  • Зарядка постоянной силой тока. Еще её называют Зарядка Малым Током. Суть в следующем: подключаем ЗУ, ставим 1-2А и постоянное напряжение 14,4-14,8 Вольт. При этом способе вольтаж будет постепенно нарастать до заданного на з/у, а сила тока остается постоянной. Этот способ хорош для выравнивания разности потенциалов в банках, особенно в старых АКБ.
  • Зарядка постоянным напряжением. К примеру, берем АКБ емкостью 70 а/ч, подключаем к ЗУ. Выставляем постоянное напряжение 14,8 Вольт, амперы сразу устанавливаем в 7А. При этом напряжение остается постоянным, а сила тока по мере зарядки АКБ будет понижаться. Можно применять для быстрой экстренной зарядки, но есть опасность повреждения пластин у старых АКБ.
  • Комбинированный. Сначала 3-6 часов заряжаем малым током, затем ставим амперы 10% емкости и доводим АКБ до полной зарядки. Этот способ наиболее подходит для восстановления работоспособности полностью разряженных батарей. Именно этот алгоритм «зашит» в любое автоматическое ЗУ.

Если аккумулятор находился в разряженном (менее 10В) состоянии продолжительное время (более 2-х недель), его пластины внутри покрываются солями, происходит так называемая сульфатация пластин. Вследствие этого батарея теряет способность как получать заряд, так и быстро отдавать его (пусковой ток). И чем дольше по времени АКБ разряжен, тем труднее избавиться от сульфатации. Критичным считается период 1-2 месяца, после чего АКБ никак не восстановить.

Быстрая зарядка автомобильного аккумулятора

Быстрая зарядка аккумулятора на автомобиле

Иногда случается, что нужно быстро зарядить аккумулятор, чтобы завести машину. Есть несколько способов, чтобы запустить двигатель и уехать, давайте их рассмотрим:

  • Прикурить от другого авто – самый быстрый и опасный способ. При неправильном исполнении процедуры есть все шансы сжечь бортовой компьютер как донора, так и своей машины. Даже при грамотной «прикурке», в случае если Ваш аккумулятор вышел из строя по причине короткого замыкания в банке, можно убить диодный мост генератора во время поездки.
  • Запустить двигатель от переносного пускового устройства, имеющего внутри заряженные Li-ion аккумуляторы. Способ более безопасный, но про КЗ в банке АКБ мы писали выше. К тому же стоимость такого автомобильного пауэрбанка сопоставима со стоимостью нового аккумулятора.
  • При наличии рядом с машиной сети 220V можно быстро подзарядиться от предпускового зарядного устройства. Это при условии, что Ваш АКБ сел не полностью, фары и панель приборов горят, а для запуска «чуть-чуть» не хватает. Подсоединяем импульсное (не трансформаторное) ЗУ к клеммам АКБ, не снимая клеммы авто, включаем в сеть, ставим напряжение14,4-15 вольт и ждем минут 15-20, после чего запускаем двигатель и отключаем ЗУ.

Все эти способы безусловно помогут Вам в случае экстренного запуска и срочной поездки, но важно понимать: разряженный аккумулятор никогда не зарядится от генератора полностью, для этого вам необходимо произвести его зарядку стационарным зарядным устройством в самое ближайшее время. И выявить причину разряда, устранить её и больше не допускать таких катаклизмов.