Сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля
Аккумулятор нуждается в периодической зарядке, будь то профилактическая (раз в сезон) или экстренная (в случае непредвиденной глубокой разрядки батареи). И крайне важно в этом процессе соблюдать определенные правила, в том числе и время зарядки АКБ, поскольку при неправильных действиях аккумулятор либо не сможет набрать соответствующую плотность электролита и не будет соответствовать своим характеристикам, либо получит перезаряд и выйдет из строя ввиду разрушения пластин с активной массой. В данной статье мы рассмотрим именно временной процесс подзарядки источника питания автомобиля.
Подготовка аккумулятора к зарядке
Прежде всего необходимо снять АКБ с автомобиля и поставить в хорошо проветриваемом помещении. Поскольку аккумулятор заряжается, в среднем, от 6 до 24 часов, необходимо предусмотреть периодический контроль процесса. Очистите батарею от пыли и грязи и при наличии пробок открутите их. Проверьте уровень электролита, который должен покрывать пластины на 1 см, в случае надобности долейте дистиллированную воду.
Следует отметить, что при глубокой разрядке на морозе электролит расслаивается на серную кислоту и воду, которая может замерзнуть. В этом случае АКБ необходимо оттаять до полной разморозки льда. И будьте морально готовы к тому, что она уже не восстановится – льдом могло разорвать пластины с активной массой.
Время зарядки в зависимости от типа батареи
Большинство «диванных» экспертов, переписывая друг у друга тексты придерживаются мнения, что процесс зарядки обслуживаемых и необслуживаемых батарей принципиально отличается. Мы, обычные практики, ежедневно сталкивающиеся с такими вопросами, можем с ними поспорить. Севший аккумулятор, будь то с пробками или без них, заряжается абсолютно одинаково. Единственное отличие состоит в том, что в обслуживаемых АКБ Вы можете контролировать ареометром плотность электролита, и по достижении её 1,27 г/см3 прекратить процесс, а в необслуживаемых – плотность не измерить, время зарядки нужно контролировать по-другому. И совсем другое дело – аккумуляторы, произведенные по технологии AGM или GEL, здесь есть пара важных моментов, на которых мы остановимся ниже.
AGM и GEL
Технология GEL применяется, как правило, в тяговых аккумуляторах. В них электролит загущен до состояния зубной пасты. Благодаря этому они выдерживают большое количество циклов «разряд-заряд». У AGM батарей, которые устанавливаются практически во все современные энергонасыщенные авто, все пространство между пластинами заполнено спрессованным стекловолокном, пропитанным электролитом. Они являются герметичными и необслуживаемыми. Заряжать AGM и GEL аккумулятор зарядным устройством можно, но оно должно быть импульсным (не трансформаторным) и иметь возможность регулировки выходного напряжения и зарядного тока. Сколько ампер часов давать на такую батарею? Как и на обычную, 5-7% от емкости (к примеру: на 60 А/ч выставляем 4А). Мы не рекомендуем устанавливать первоначальную силу тока в 10 процентов (как это принято у Диванных Экспертов), поскольку это может повредить пластины. Пусть аккумулятор по времени заряжается на 1-2 часа дольше, но в щадящем режиме. А вот выходное напряжение должно быть в пределах 14,1 – 14,4 вольта, не больше и не меньше. Также очень важно при зарядке этих батарей следить за тем, чтобы они не нагревались. Если такое случилось – прекратить процесс, дать остыть и включить зарядку с пониженной силой тока – 2-3% емкости.
Ну а сколько же часов происходит зарядка АКБ? Все современные зарядные устройства по мере зарядки автоматически понижают выходной ампераж и вольтаж, и как только стрелка ЗУ опустилась к цифре ноль (загорелась зеленая лампочка, появилась надпись на дисплее) – процесс считается законченным.
Необслуживаемые и обслуживаемые
В данную категорию мы отнесем АКБ с пробками, без пробок, кальциевые (Са-Са) гибридные (Са+) и EFB технологию, все они содержат жидкий электролит (WET). Есть общие правила и несколько незначительных отличий при зарядке WET аккумуляторов, рассмотрим их:
- АКБ демонтировать с авто, перенести в проветриваемое помещение, очистить корпус и клеммы и произвести осмотр на предмет повреждений корпуса.
- В обслуживаемых батареях вывернуть пробки для контроля уровня электролита. При достижении плотности 1,26-1,27 во всех банках зарядку можно прекратить.
- Старую гибридную технологию (Са+) заряжать напряжением 14,4-14,8 Вольт, ставить амперы 5-7% от емкости. Опять же либо контролируя плотность, либо ждем сигнал от ЗУ.
- Кальциевые (Са-Са), в том числе и EFB аккумуляторы первоначально заряжаем силой тока 5%-7% от емкости напряжением 14,8-15 вольт. Как только ЗУ покажет, что АКБ зарядилась – выставляем напряжение 16 Вольт, только на долго не надо, достаточно на 1 час.
- Важно: аккумулятор в процессе зарядки должен немножко кипеть (похоже на пузырьки при открытии минералки), только в этом случае батарея получает заряд и повышается плотность электролита.
Если ЗУ долго не снижает амперы, если одна или несколько банок не кипят или разряженная батарея зарядилась за 30 минут – возможен брак АКБ, необходимо обратиться к специалистам для более точного диагноза.
Способы зарядки
Все современные ЗУ способны контролировать процесс зарядки АКБ и автоматически понижать зарядный ток по мере наполнения батареи энергией, поэтому вопрос - сколько должен заряжаться аккумулятор автомобиля - Вас не должен волновать.
Однако, если Вы хотите поэкспериментировать с батареей, вкратце расскажем о нескольких способах зарядки WET АКБ, но для этого Ваше ЗУ должно иметь регулировки по выходному напряжению и силе зарядного тока.
- Зарядка постоянной силой тока. Еще её называют Зарядка Малым Током. Суть в следующем: подключаем ЗУ, ставим 1-2А и постоянное напряжение 14,4-14,8 Вольт. При этом способе вольтаж будет постепенно нарастать до заданного на з/у, а сила тока остается постоянной. Этот способ хорош для выравнивания разности потенциалов в банках, особенно в старых АКБ.
- Зарядка постоянным напряжением. К примеру, берем АКБ емкостью 70 а/ч, подключаем к ЗУ. Выставляем постоянное напряжение 14,8 Вольт, амперы сразу устанавливаем в 7А. При этом напряжение остается постоянным, а сила тока по мере зарядки АКБ будет понижаться. Можно применять для быстрой экстренной зарядки, но есть опасность повреждения пластин у старых АКБ.
- Комбинированный. Сначала 3-6 часов заряжаем малым током, затем ставим амперы 10% емкости и доводим АКБ до полной зарядки. Этот способ наиболее подходит для восстановления работоспособности полностью разряженных батарей. Именно этот алгоритм «зашит» в любое автоматическое ЗУ.
Если аккумулятор находился в разряженном (менее 10В) состоянии продолжительное время (более 2-х недель), его пластины внутри покрываются солями, происходит так называемая сульфатация пластин. Вследствие этого батарея теряет способность как получать заряд, так и быстро отдавать его (пусковой ток). И чем дольше по времени АКБ разряжен, тем труднее избавиться от сульфатации. Критичным считается период 1-2 месяца, после чего АКБ никак не восстановить.
Быстрая зарядка автомобильного аккумулятора
Иногда случается, что нужно быстро зарядить аккумулятор, чтобы завести машину. Есть несколько способов, чтобы запустить двигатель и уехать, давайте их рассмотрим:
- Прикурить от другого авто – самый быстрый и опасный способ. При неправильном исполнении процедуры есть все шансы сжечь бортовой компьютер как донора, так и своей машины. Даже при грамотной «прикурке», в случае если Ваш аккумулятор вышел из строя по причине короткого замыкания в банке, можно убить диодный мост генератора во время поездки.
- Запустить двигатель от переносного пускового устройства, имеющего внутри заряженные Li-ion аккумуляторы. Способ более безопасный, но про КЗ в банке АКБ мы писали выше. К тому же стоимость такого автомобильного пауэрбанка сопоставима со стоимостью нового аккумулятора.
- При наличии рядом с машиной сети 220V можно быстро подзарядиться от предпускового зарядного устройства. Это при условии, что Ваш АКБ сел не полностью, фары и панель приборов горят, а для запуска «чуть-чуть» не хватает. Подсоединяем импульсное (не трансформаторное) ЗУ к клеммам АКБ, не снимая клеммы авто, включаем в сеть, ставим напряжение14,4-15 вольт и ждем минут 15-20, после чего запускаем двигатель и отключаем ЗУ.
Все эти способы безусловно помогут Вам в случае экстренного запуска и срочной поездки, но важно понимать: разряженный аккумулятор никогда не зарядится от генератора полностью, для этого вам необходимо произвести его зарядку стационарным зарядным устройством в самое ближайшее время. И выявить причину разряда, устранить её и больше не допускать таких катаклизмов.