Низкая плотность электролита в аккумуляторе — как повысить?
Электролит в том или ином виде является неотъемлемой частью любого стартерного аккумулятора, благодаря ему в батарее протекают электрохимические процессы, используемые для получения, хранения и отдачи электроэнергии потребителям. Иногда АКБ теряет емкость, повышается саморазряд и падает пусковой ток, и виной этому – состояние жидкости внутри банок. В данной статье мы рассмотрим, как правильно повысить плотность электролита в аккумуляторе и не навредить ему, поскольку как низкие, так и высокие показатели по плотности могут привести батарею в негодность и потребуется её замена.
Какой должна быть плотность электролита
Плотность электролита в аккумуляторе измеряется простейшим приспособлением – ареометром. Общепринято, что она должна быть равна 1,27 г/см3, и это при полностью заряженной батарее и комнатной температуре. Величина в 1,24 г/см является пониженной, а 1,29 г/см уже повышенной. Как видите, счет идет буквально на сотые доли, и поэтому крайне важно грамотно выровнять плотность электролита в каждой банке. Естественно, в необслуживаемых АКБ этот вариант не пройдет, поскольку в них нет пробок, зато и вода оттуда не испаряется, соответственно – состояние электролита остается неизменным на протяжении всего периода работы.
Причины снижения плотности
При снижении плотности батарея теряет способность хранить, накапливать и отдавать энергию. К примеру – при значении плотности 1,2 АКБ 100% не запустит двигатель, и нам важно разобраться, почему она понизилась и как восстановить плотность. А причин понижения всего три:
- Аккумулятор разряжен. Естественно, плотность у него будет гораздо ниже нормы. По поводу причин разряда АКБ мы писали ранее в наших статьях: старая АКБ, утечка тока в авто, неработающий генератор, сульфатация пластин или короткое замыкание в одной или нескольких банках.
- Вторая причина – бесконтрольное добавление дистиллированной воды в обслуживаемые батареи. Напомним, что уровень электролита должен быть выше пластин приблизительно на 10 мм, не надо доливать прямо под верхнюю горловину. После доливки обязательно зарядить аккумулятор стационарным зарядным устройством.
- Старый аккумулятор. Ввиду износа и осыпания активной массы с пластин батарея уже не может самостоятельно повышать маленькую плотность электролита, а значит – пора менять на новую.
Как поднять плотность аккумулятора автомобиля в домашних условиях
Допустим, у нас есть еще не старый (2-3 года) обслуживаемый аккумулятор в котором упала плотность и, как следствие – малый пусковой ток, повышенный саморазряд и потеря емкости. На улице зима, машина простояла на стоянке две недели, нас «подкурили», но на завтра тачка не завелась…
Самый быстрый и плохой способ повысить плотность самостоятельно – слить старый электролит и залить новый 1,27 г/см3. Еще хуже – откачать часть старого электролита и добавить корректирующий 1,30 г/см3. Это равносильно тому, как тяжело больного человека накачать энергетиками и отправить бежать кросс, а его надо лечить!
Самый грамотный способ – поднять плотность АКБ стационарным зарядным устройством. Снимаем АКБ и несем его в дом. Очищаем корпус, откручиваем пробки и проверяем уровень, при необходимости доливаем дистиллированную воду. Доливать электролит можно только в том случае, если Вы точно уверены, произошла протечка или разлив жидкости. Устанавливаем АКБ в проветриваемом помещении, подключаем ЗУ и ставим силу зарядного тока в 5% от емкости АКБ (зарядка малым током).
По времени это может занять до двух суток, АКБ нужно немножко покипятить, поскольку именно при выделении мелких пузырьков происходит повышение плотности электролита. После того как она во всех банках стала 1,27 г/см3 ждем еще час и отключаем ЗУ, даем батарее немного отстояться – и можно устанавливать на авто.