Может ли взорваться аккумулятор
Автомобильный аккумулятор является довольно сложным электрохимическим агрегатом, фактически это – мини реактор для хранения и выделения энергии. Взрыв аккумулятора является, по сути, уменьшенным взрывом водородной бомбы, поскольку и там, и там в этом участвует водород. Откуда же берется эта гремучая смесь в АКБ и какие условия необходимы для взрыва? Попробуем разобраться.
Существуют ли безопасные АКБ
В батареях с жидким электролитом (WET) процесс выделения взрывоопасного водорода – обычное дело. Во время подзарядки или сильной нагрузки электролит начинает кипеть, выделяя пузырьки газа. И вот он то при определенных условиях и может взорваться. Аккумуляторы, произведенные по технологии AGM и GEL лишены такой возможности, поскольку не содержат внутри жидкого электролита, процесс газообразования в них практически отсутствует. На просторах интернета вы вряд ли найдёте примеры, что взорвался новый тяговый АКБ, или не новый AGM – не суть важно.
Вторым по безопасности считаются необслуживаемые батареи WET, оснащенные клапаном сброса внутреннего давления VRLA, который сводит к минимуму выделение водорода при зарядке. Однако, если постараться, может взорваться и он. Но здесь уже будет вина самого владельца: многие наплевательски относятся к своим АКБ. Если не следить за чистотой батареи - грязью забиваются вентиляционные клапаны, нет сброса давления и батарею разрывает повышенным внутренним давлением – компрессионный взрыв. Многие не устанавливают газоотводные трубки, и при сбросе клапаном давления гремучий газ может попасть на плохо зажатую клемму или пробитый высоковольтный провод свечи, искра поджигает смесь и происходит термический взрыв.
Почему взрываются аккумуляторы — распространенные причины
Для возникновения компрессионного взрыва АКБ необходимо всего лишь забитое грязью вентиляционное отверстие клапана сброса давления. Как правило, такое случается во время долгой поездки, и именно оно является причиной взрыва аккумулятора на машине во время движения. Второй вариант - зарядка стационарным зарядным устройством долгое время. АКБ закипает (при зарядке это нормально), газы выделяются, а деваться им некуда. Именно поэтому мы рекомендуем содержать АКБ в чистоте и откручивать пробки банок (при наличии) во время зарядки.
Для термического взрыва с воспламенением и всеми вытекающими отсюда последствиями необходимо, чтобы сошлись несколько факторов. Во-первых — газообразование внутри АКБ. Оно происходит или при зарядке (работающем двигателе), или при интенсивной разрядке (многократная прокрутка стартером двигателя в попытке завестись). Во-вторых – искра, которая воспламеняет смесь водорода. Этот гремучий газ может выделяться через клапан сброса давления в необслуживаемых, или через вентиляционные отверстия пробок в обслуживаемых АКБ.
Довольно часто бывают случаи, что АКБ взорвался при запуске двигателя во время «прикурки». Причина – неправильный порядок подключения прикурочных проводов и в итоге – искра. Именно поэтому последнее присоединение провода должно быть таким: минусовой – от донора на металлическую часть двигателя, подальше от АКБ, а после прикурки – снимать его первым.
Может ли автомобильный АКБ взорваться при зарядке
При зарядке аккумулятора дома риск взрыва увеличивается многократно. Допустим, вы всё сделали правильно: прочистили вентиляционный клапан, открутили пробки и поставили на зарядку. При кипении электролита (это нормально) в помещение выделяется водород и кислород, оба газа – взрывоопасные. И если на улице в подкапотном пространстве существует хоть какое-то движение воздуха, то в помещении его нет. Гремучая смесь постепенно скапливается, кислород – внизу, водород вверху. Вы окончили зарядку и снимаете клеммы с АКБ… Ну и всё, большой Ба-Бах Вам обеспечен. Именно поэтому заряжать батарею нужно в хорошо проветриваемом помещении, а отсоединять клеммы – только при выключенном из сети ЗУ.
Что делать в случае взрыва
Если все-таки произошло ЧП и взорвался аккумулятор – не паникуйте и действуйте хладнокровно:
- Для начала – личная безопасность. При взрыве электролит вперемешку с кусками пластикового корпуса разлетается во все стороны. Если кислота попала на кожу - сразу же смойте водой, а еще лучше – с добавлением пищевой соды, она нейтрализует кислоту.
- При ранении осколками пластика обработайте и перевяжите раны.
- Если это случилось в машине – выключите зажигание и готовьте огнетушитель.
- Если в помещении – отключите ЗУ от сети и хорошенько проветрите.
- Уборку помещения следует проводить в резиновых перчатках, применять воду с добавлением соды.
- В авто подкапотное пространство максимально быстро промыть водой с содой, а в самое ближайшее время посетить мойку двигателя под давлением.
- В случае открытого огня вызывать МЧС.
Меры предосторожности
Соблюдать технику безопасности при работе с аккумуляторными батареями крайне важно, поскольку они являются средствами повышенной опасности. Особенно это касается средств индивидуальной защиты: перчатки, защитная маска или очки. Вкратце подытожим сказанное:
- во время эксплуатации АКБ должен быть чистым;
- система вентиляции АКБ исправна;
- клеммы и силовые провода зачищены и зажаты;
- высоковольтные провода не лежат рядом с АКБ;
- при прикурке авто соблюдается правило подключения проводов;
- зарядка стационарным ЗУ осуществляется в проветриваемом помещении;
- уровень электролита в норме;
- все работы проводить в средствах индивидуальной защиты.
Если у Вас нет уверенности в своих силах – лучше доверьте это дело профессионалам.