67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор

13.12.2021
Каким током заряжать автомобильный аккумулятор

Довольно часто автолюбителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда батарее требуется подзарядка стационарным устройством. При неправильном подходе к данной процедуре можно нанести непоправимый ущерб АКБ. Как правильно и каким током заряжать аккумулятор, мы рассмотрим в данной статье.

Когда нужно заряжать аккумулятор

Зарядка аккумулятора требуется в нескольких случаях:

  • Если напряжение на токовыводах АКБ, замеренное мультиметром, составляет менее 12,4В;
  • Перед или после длительной стоянки авто;
  • При коротких поездках в городском режиме;
  • При наличии в авто непобедимой утечки тока;
  • В виде профилактики, 1 раз в 3 месяца.

Следует отметить, что перед процедурой подзарядки следует убедиться, что в АКБ достаточно электролита и отсутствует короткое замыкание пластин.

Выбор тока зарядки

Для того, чтобы грамотно зарядить аккумулятор, необходимо выбрать оптимальный ток зарядки и напряжение. Как правило, рекомендуемая зарядная сила тока должна быть 7-10% от емкости. К примеру: батарее емкостью 60 А/ч необходим ток 4-6 ампер, 75 А/ч – 5-7 ампер, ну а 100 А/ч соответственно 7-10 ампер. При этом надо учитывать возраст аккумулятора. Чем он старше, тем меньшую силу тока мы выставляем на зарядном устройстве.

Что касается, каким напряжением заряжать аккумулятор, то для AGM и гелевых аккумуляторов необходимо 14,1 – 14,5 вольт, для кальциевых (Са-Са) 14,6-16 вольт.

Способы зарядки

Правильно подобрать зарядный ток и выставить напряжение Вам помогут несколько советов. Данный способ работает только при наличии возможности регулировок на Вашем зарядном устройстве.

Рассмотрим обычные кислотные АКБ с жидким электролитом (WET).

При неглубоком (до 11,5В) разряде и небольшом сроке службы (до 3-х лет) выставляем силу тока в 7-10% от емкости. Напряжение должно быть от 14,1 до 14,6В для гибридных и от 14,6 до 16В для кальциевых аккумуляторов. При возрасте свыше 3-х лет силу тока ЗУ ставим 5% от емкости, напряжение 14,1-14,5 В. Это делается для того, чтобы и без того изношенные пластины не осыпались окончательно.

При глубоком разряде, когда АКБ показывает полный ноль, необходимо его «качнуть», т.е. буквально на 3 минуты подать минимальный ток в 2А при напряжении 18-19 вольт. Затем можно переходить к обычной зарядке, описанной выше.

Если же Вам не нравится возиться с Вашей батареей, можете приобрести полностью автоматическое зарядное устройство, которое согласно заложенным алгоритмам само определит, как заряжать аккумулятор.

Управление током зарядки

На данный момент практически все зарядные устройства имеют функцию понижения силы тока по мере зарядки батареи. Такие приборы не дадут выставить максимальный ток, чтобы не сгореть самому и не навредить батарее. Не следует забывать, что рекомендуемая сила зарядного тока не должна превышать 10% от емкости АКБ

На пульте управления ЗУ потребитель может только уменьшить силу тока, и иногда это бывает полезным, как мы и рассматривали выше. Мы также можем регулировать только зарядное напряжение, исходя из типа АКБ и ее возраста, для более щадящей и глубокой зарядки.

Зарядка гелевых и AGM-аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы вместо жидкого имеют загущенный до состояния зубной пасты электролит. Благодаря этому они выдерживают большое число циклов «разряд-заряд» без существенной потери своих характеристик. В основном они являются тяговыми АКБ и используются в промышленности. Зарядка таких батарей производится силой тока в 10% от емкости и напряжением 14-14,2В

AGM батареи являются как тяговыми, так и стартерными. Внутри между пластинами находится спрессованное стекловолокно, пропитанное электролитом. Такие АКБ рекомендуется заряжать только импульсными зарядными устройствами. Суть в том, что при неверно выбранных зарядных характеристиках стекловолокно при нагревании может отслоиться от пластины, и аккумулятор придет в негодность.

Итак, для AGM ток зарядки необходимо выставить 7-10% ампер от емкости, напряжение 14,1-14,4 В. Следим, чтобы батарея не нагревалась, в противном случае отключаем её, даем остыть и при повторном включении уменьшаем силу тока вдвое.

Если Вас терзают смутные сомнения в верности Ваших действий, лучше обратиться на специализированный сервисный центр по обслуживанию аккумуляторов. Работающие там специалисты уже знают все тонкости этого дела и с удовольствием помогут Вам.