Как заряжать гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт
На мототехнике, включая скутеры, снегоходы и квадроциклы, установлен мотоциклетный аккумулятор, который запускает двигатель и накапливает энергию во время движения. Как правило, на более современных мото устанавливается гелевая батарея, произведенная по технологии AGM. Поскольку техника сезонная, крайне важно правильно производить зарядку гелевого АКБ в конце и начале эксплуатации.
Особенности гелевых аккумуляторов
Перечислим основные отличия технологии AGM от обычных аккумуляторов:
- Электролит пропитан в стекловолокно, запрессованное между пластинами аккумулятора;
- При небольшом размере и емкости имеют отличные характеристики по пусковому току;
- Эти АКБ являются необслуживаемыми и герметичными, рассчитанными на активную езду мототехники, поэтому из них ничего не протечет и не прольется;
- При грамотной эксплуатации срок службы гелевых батарей достигает пяти лет.
Требования к зарядному устройству
Данный тип аккумуляторов очень требователен к выбору зарядного устройства. Заряжать гелевый аккумулятор мотоцикла необходимо импульсным автоматическим зарядным устройством, имеющим выходное зарядное напряжение от 14,1 до 14,4 вольт, либо полуавтоматическим ЗУ с возможностью регулировки зарядного напряжения и силы тока. Крайне важно следить, чтобы во время процедуры подзарядки аккумулятор не нагревался, поскольку это может привести к его поломке.
Почему гелевый аккумулятор нельзя заряжать обычным зарядным устройством
При использовании обычного ЗУ для зарядки гелевого аккумулятора может произойти несколько неприятных вещей. Если зарядное напряжение будет меньше 14,1 вольта, батарея просто не зарядится как следует. Если выше 14,4В – аккумулятор может перегреться, абсорбент отслоится от пластин и батарея выйдет из строя. То же самое может случиться и при слишком высокой (более 10% от емкости) зарядной силе тока. Как правило, специальный режим AGM GEL или плавная регулировка зарядных параметров есть в автоматических импульсных зарядных устройствах, в трансформаторных ЗУ такого не встречается.
Правила зарядки гелевого мотоаккумулятора 12 вольт
Рассмотрим этапы зарядки гелевого мотоциклетного аккумулятора:
- Снимаем батарею с техники, открутив крепеж и клеммы;
- Очищаем от грязи и осматриваем корпус на предмет повреждения;
- Подключаем, согласно полярности, импульсное зарядное устройство;
- Выставляем силу тока, равную 10 процентам от емкости. К примеру, для зарядки 12 – вольтовой АКБ емкостью 16 а/ч ставим зарядный ток 1,6А;
- Зарядное напряжение должно быть в пределах 14,1-14,4 вольта. Этот параметр выставляется либо плавной регулировкой, либо нажатием клавиши «AGM GEL» на зарядном устройстве;
- Процесс зарядки должен продолжаться, пока ЗУ не понизит силу тока и не перейдет в буферный режим;
- Также зарядка должна прекратиться, если батарея стала нагреваться, допускать этого категорически нельзя;
- После процесса устанавливаем АКБ на технику, закрепляем, устанавливаем клеммы согласно полярности и производим пробный запуск.
Для увеличения срока службы мотоциклетный аккумулятор требует периодической зарядки. Как правило, эту процедуру необходимо производить по окончании сезона и перед его наступлением. Вне сезона снятую батарею храните при комнатной температуре, раз в месяц проверяя напряжение, которое не должно быть ниже 12,4В и в случае необходимости проводите профилактическую зарядку.