Как выбрать аккумулятор для автозвука
Многих автолюбителей не устраивает звучание и функционал штатной аудиосистемы. Решение, казалось бы, довольно простое – заменить головное устройство, а вдобавок установить усилитель и сабвуфер. Но вот тут-то и начинаются проблемы: штатная стартерная автомобильная батарея просто не справится с установленным дополнительным электрооборудованием и в итоге мы получим трудный запуск двигателя плюс искажение звука. Выходом из сложившейся ситуации будет решение установить дополнительный аккумулятор для автозвука. При этом важно учитывать, чтобы емкость штатной и дополнительной батареи приблизительно совпадали.
Почему для автозвука нужно устанавливать второй АКБ в машину?
Стандартный стартерный аккумулятор предназначен для накапливания излишков энергии во время движения, обслуживания бортовой системы во время стоянки и запуска двигателя стартером. При установке дополнительного электрооборудования возрастает нагрузка на генератор во время работы двигателя. А если Вы захотели послушать музыку на незаведенной машине, аккумулятор довольно быстро разрядится и запуск двигателя станет маловероятным.
Решением этой проблемы станет установка второй дополнительной батареи, к которой будут подключены сабвуфер, CD-чейнджер и усилитель – наиболее энергозатратные устройства. Также туда можно запитать электролебедку, дополнительное освещение или, к примеру, инвертор 12-220 вольт. Сам же головной проигрыватель можно оставить подключенным в штатном порядке к основной батарее.
Зарядка дополнительной АКБ будет происходить от штатного генератора, который должен быть в идеальном состоянии. Более грамотным решением будет установка более мощного генератора вместо старого, чтобы он без труда смог зарядить два аккумулятора.
Также в эту систему рекомендуется установить специальное реле, которое в автоматическом или ручном режиме будет перераспределять зарядный ток от генератора на любую из батарей, в зависимости от их степени разрежённости.
В итоге мы получим стартерный АКБ, всегда готовый запустить двигатель, и полностью заряженный дополнительный, от которого запитана аудиосистема или другое оборудование.
Виды батарей
Для установки дополнительного источника питания в автомобиле подойдут не все типы аккумуляторов. Обычный стартерный с жидким электролитом (WET) применять нельзя, поскольку он не предназначен для частой работы с циклами «разряд-заряд». Чтобы выбрать АКБ для автозвука, необходимо обратить внимание на технологию его производства.
Свинцово-кислотные
По большому счету – все батареи являются свинцово-кислотными, но часто под этим названием подразумевается обычный WET аккумулятор с жидким электролитом. Он может быть кальциевый, сурьмянистый, обслуживаемый или герметичный – суть одна: это стартерная батарея, предназначенная для запуска двигателя. Да, она недорогая по сравнению с другими видами, но при установке в виде дополнительной для запитки сабвуфера и усилителя достаточно быстро выйдет из строя. Еще одним минусом является постоянное выделение сероводорода во время работы аккумулятора, поэтому в салоне её устанавливать нельзя.
AGM
Absorbent Glass Mat – абсорбированное стекловолокно. Электролит в данном типе батарей пропитан в пористой стеклоткани, которая запрессована между пластинами. Другими словами – в ней не плюхается электролит в жидком состоянии. Отсюда потрясающая живучесть в зарядно-разрядных циклах. АКБ с этой технологией отлично подойдут в качестве дополнительной в машину.
Аккумулятор Banner Running Bull AGM (70 Ah) 720А. Срок службы доходит до 10 лет, они являются герметичными и необслуживаемыми. Очень хорошее решение при установке его как дополнительного аккумулятора. К минусам можно отнести довольно высокую стоимость и чувствительность к качеству зарядного напряжения, которое должно быть в пределах 14,1 – 14,4 вольта.
Гелевые
Довольно часто гелевыми называют AGM аккумуляторы, рассмотренные выше. Но это не совсем так, а скорее – совсем не так. Батареи GEL хоть и являются свинцово-кислотными, как и AGM, но электролит в них загущен с помощью специальных присадок до гелеобразного состояния. Благодаря этому внутреннее сопротивление пластин сведено к минимуму, а сами пластины гораздо толще обычных. Гелевые АКБ также хорошо подходят для установки в качестве второй батареи в машине.
Аккумулятор Delta GX 12-90 (12V / 90Ah). Это идеальная тяговая батарея, способная работать от 10 до 20 лет при соблюдении особых условий: она не любит высокой температуры и очень чувствительна к зарядному напряжению – так же, как и AGM, да и цена на них довольно высока.
Литий-ионные
Отдельной строкой стоят Li-ion аккумуляторы. Основное их достоинство – малый вес и отличная энергоемкость. Но популярности они так и не нашли, так как минусов у них целая куча:
- Высокая стоимость;
- Чувствительность к зарядному току и напряжению, зарядка производится специальным устройством;
- Необходимость периодической балансировки напряжения каждой банки;
- Полная разрядка батареи может привести к её гибели.
Место установки дополнительного аккумулятора
Итак, мы выяснили, что для мощной нештатной аудиосистемы в автомобиль нужно установить дополнительный аккумулятор, произведенный по технологии AGM или GEL. Его емкость должна быть приблизительно равна емкости штатной батареи плюс-минус 20%.
Размещение дополнительной АКБ под капотом маловероятно – скорее всего там просто не найдется достаточного места и способа крепления. Плюс ко всему, данные типы тяговых батарей не любят перегрева (в данном случае – от работающего двигателя), или придется проводить мероприятия по теплоизоляции АКБ.
Поскольку AGM и GEL практически не имеют вредных испарений, установить дополнительную батарею для автозвука можно или в багажнике, или в салоне. Для уменьшения длины кабеля, идущего от АКБ к сабу и усилителю желательно их размещать рядом. Этим вы понизите сопротивление силовых проводов и сведёте к минимуму линейные искажения звука.
Как подключить второй аккумулятор для автозвука
Установка второго аккумулятора для музыки должна производиться специалистами, понимающими в этом деле. Более подробно мы уже обсуждали и описывали ранее данную тему. Вкратце повторимся:
- Генератор должен быть достаточно мощным для зарядки двух АКБ;
- Соединение пары аккумуляторов должно быть параллельным, этим Вы увеличите общую емкость;
- Обязательно установите в цепь диодный коммутатор, который позволит в ручном или автоматическом режиме перенаправлять энергию генератора на батарею, более нуждающуюся в зарядке и наоборот – направлять её с определенной батареи на стартер или на другой потребитель;
- Емкость дополнительной АКБ должна быть сопоставима с емкостью основной;
- Лучшее место для установки – багажник или салон, поближе к основным потребителям.
Еще один важный момент: раз в 6 месяцев необходимо отсоединять обе батареи и производить профилактическую подзарядку стационарным зарядным устройством, это поможет Вам избежать разности потенциалов двух аккумуляторов.