Контакты+375 29 211-35-42 +375 29 111-71-48 +375 17 369-07-78 Онлайн-консультация:+375 29 211-35-42akkamulik@mail.ru

Как измерить емкость аккумулятора автомобиля

13.12.2021
Как измерить емкость аккумулятора автомобиля

При выборе аккумулятора необходимо учитывать его характеристики: полярность, размер, ток холодной прокрутки. Однако важнейшим параметром АКБ является емкость. В нашей статье мы рассмотрим, как проверить емкость аккумулятора и определить его соответствие заявленным характеристикам.

Что определяет емкость

Электрическая емкость аккумулятора — это количество электроэнергии, которую заряженная на 100% батарея способна отдать за определенный промежуток времени до конечного напряжения, равного 10,5В. Измеряется в ампер-часах (А/ч).

В старых АКБ реальная емкость аккумулятора отличается от номинальной заявленной, и это естественный процесс износа пластин. В этом случае следует говорить об остаточной емкости батареи.

Стандарты определения емкости аккумулятора

Стандарты вычисления емкости аккумулятора в разных странах отличаются.

  • Японский стандарт JIS подразумевает разряд АКБ током в 1 ампер на протяжении 5 часов. После этого автомобиль должен завестись. Вот такой простой тест.
  • Американская система вычисления RC работает несколько по-другому. Батарею разряжают током в 25А до 10,5 вольт и фиксируют время в минутах. Таким образом вычисляется резервная емкость батареи, которой будет достаточно, чтобы, к примеру, при сломанном генераторе, только за счет одного аккумулятора добраться до места ремонта.
  • Переходим к Европейскому стандарту EN. Аккумулятор разряжают током силой в 5% от емкости на протяжении 20 часов. По завершении процесса напряжение на клеммах АКБ не должно быть ниже 10,5 вольт. Это не фактическая и не остаточная, а номинальная емкость аккумулятора, которая указывается на корпусе и измеряется в ампер-часах.

Проверка при помощи длительного разряда

Ориентировочно определить емкость аккумуляторной батареи можно способом длительного разряда. Для этого необходимо измерить напряжение до и после подключения нагрузки и зафиксировать время, за которое батарея отдала свою энергию до разряда в 10,5 вольт. Данный способ достаточно прост и недорог, но может занять много времени.

Использование тестера

Для быстрого определения остаточной емкости аккумулятора используют специальный анализирующий прибор – электронный тестер. Работа устройства основана на особых алгоритмах, отправляемых на клеммы АКБ и получение ответа, который переводится с электронного на понятный нам язык и выводится на дисплей тестера.

Данный способ измерения емкости аккумулятора не занимает много времени. Но такие анализаторы стоят достаточно дорого и, как правило, ими пользуются на специализированных станциях технического обслуживания.

Измерение емкости аккумулятора мультиметром

В домашних условиях возможно приблизительно узнать реальную емкость аккумулятора, имея под рукой любой измерительный прибор – мультиметр и две лампы ближнего света мощностью 55 ватт. Рассмотрим на примере АКБ емкостью 66 А/ч.

Аккумулятор должен быть полностью заряжен, температура воздуха 20-25 градусов, клеммы отключены от бортовой сети автомобиля.

Для проверки емкости подключаем мультиметр и две лампы параллельно к клеммам АКБ, засекаем время и ждем, пока напряжение на клеммах опустится до 10,5 вольт.

Прошло 6 часов. АКБ отдавал ток силой 9А (вспоминаем школьную физику).

Теперь умножаем 6 на 9 и получаем 54А/ч. Вот мы и узнали приблизительную остаточная емкость Вашей батареи. Данный способ измерения не сложен, но занимает много времени.

Следует отметить, если вы захотите ускорить процесс, подключив слишком большую нагрузку, вступит в силу закон Степенной Зависимости, рассчитываемый по сложной формуле: Cp = I k * t (Cp — емкость аккумулятора, k — поправочный коэффициент Пейкерта, t – время). Коэффициент Пейкерта — это постоянная величина для АКБ, которая составляет 1.15?1.35 единиц.

Заострим Ваше внимание на том, что после проведения всех испытаний АКБ необходимо зарядить на стационарном ЗУ, поскольку при хранении разряженной батареи происходит необратимый процесс сульфатации пластин и батарея придет в негодность.