67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее

Аккумулятор на автомобиле разряжается за ночь — в чем причины?

10.03.2023
Почему аккумулятор на автомобиле разряжается за ночь

Страшный сон автолюбителя: утром торопишься на работу, быстро дожевал бутерброд, кубарем мчишься по лестнице, забегаешь на парковку, садишься в машину, ключ на старт и… тишина. Что еще хуже – авто не реагирует на открывание дверей, а личинка замка, как и у многих – не работает. И вот тут начинаются танцы с бубнами: вызов эвакуатора, прикурка, экстренное вскрытие замка и т.д. Допустим, удалось «подкуриться» и поехать на работу, но вечером – та же картина. Как писал Чернышевский – Что делать?

Причин, почему аккумулятор на машине разряжается за ночь, всего три: виноваты Вы, или батарея, или автомобиль. Разберем поэтапно каждую.

Человеческий фактор

Если после ночной стоянки сел аккумулятор – возможно, вы не выключили какой-нибудь потребитель энергии. Конечно, любой водитель будет бить себя кулаком в грудь доказывая, что он не мог так поступить, у него же стаж вождения 10 лет, его жена – да, смогла бы, а он – нет, никогда в жизни. Но, как показывает практика, такое случается даже с опытными автолюбителями. Особенно должно насторожить, если батарея села в ноль и не сработал даже центральный замок – это первый признак того, что остался включенным какой-то потребитель. Даже случайно задетый рычаг включения поворотов оставляет гореть габаритные огни по одному борту – есть такая фишка у некоторых авто.

Неисправный аккумулятор

Короткое замыкание пластин происходит и в новых, и в старых батареях. При этом напряжение на клеммах резко падает до 10,5 вольт, при этом сигнализация и центральный замок работать будут, а стартер уже не крутит. Прикурка или запуск «с толкача» в этом случае могут только навредить, поскольку генератор будет работать на это замыкание между пластинами АКБ, и есть все шансы сжечь диодный мост и попасть на дорогостоящий ремонт. Если батарея на гарантии – возвращаем её продавцу, а если старая – больше 4-5 лет - то заказываем новую, и вопрос будет закрыт. Помните: ресурс АКБ не безграничен, особенно в режиме коротких городских поездок.

Генератор

А теперь рассмотрим сам автомобиль, который часто становится причиной почему аккумулятор садится за ночь.

Аккамулятор разряжается из-за генератора

Исправный генератор на холостом ходу при включенном ближнем свете и обдуве должен выдавать на клеммы АКБ 13,8 – 14,8 вольт. Управляемые генераторы, оснащенные датчиком IBS в данном случае мы не рассматриваем. При износе щеток генератора выдаваемое им напряжение может упасть ниже 13 вольт. При этом на панели приборов никакого оповещения не будет (оно появляется только при полной смерти узла), а для зарядки батареи этого крайне мало. Следует напомнить, что во время движения бОльшая часть вырабатываемой электроэнергии расходуется на поддержание работы электрооборудования и датчиков авто, а при изношенных щетках батарея практически не заряжается. И с утра энергии у аккумулятора хватает только на снятие с сигнализации и открытие центрально замка. Помимо прочего, в генераторе может быть межвитковое замыкание обмотки, клин подшипников и обрыв привода ремня, но при этом загорится лампочка на панели приборов (если она исправна).

Утечка тока

В нормальном состоянии, находясь под охраной на стоянке, авто может потреблять не более 0,04 ампера в час. Естественно, первые минут 10-20 идет опрос датчиков, затем машина должна уснуть. Но бывает, что у неё бессонница.

Ток утечки могут создавать:

  • влага в электрических разъемах,
  • нештатная музыка, установленная кривыми руками,
  • то же и с автосигнализацией (я про руки),
  • неработающие концевики дверей, багажника или бардачка,
  • китайский ксенон,
  • даже пробитый диодный мост генератора или не засыпающий блок комфорта.

В общем – всё что угодно, и найти её порой бывает очень трудно. Достаточно 0,5 А утечки и аккумулятор садится за ночь. Поэтому, если есть сомнения – покажитесь автоэлектрику или сделайте замер тока покоя самостоятельно, это не сложно.

Мороз

Аккумулятор разряжается за ночь на морозе

Мороз и солнце, день чудесный… но не для авто. При низких температурах, особенно у старых АКБ, снижается плотность электролита и происходит саморазряд. Соответственно – потеря пускового тока. Ну а если еще сюда добавить одну из вышеназванных причин – утром есть все шансы не запустить двигатель. Новый аккумулятор с морозом справиться легко, старый – нет. Совет: в холодное время года периодически проводите профилактическую зарядку аккумулятора.

Что делать, если авто не завелся с утра

Прежде всего – не паниковать. Если торопитесь – поезжайте на такси. Если есть время – проверяем, горит ли панель приборов. При возможности – замеряем напряжение на АКБ. Если панель не горит – даже не думайте о прикурке, можно повредить и свой бортовой компьютер, и БК донора. То же самое, если напряжение равно 10,5 вольт, скорее всего это короткое замыкание в пластинах АКБ. При напряжении от 11В и выше можно «прикуриться» и поехать, при этом по возможности выключаем все внутренние потребители, чтобы генератор хоть как-то подзарядил батарею. Желательно проверить мультиметром, сколько вольт приходит на клеммы АКБ (должно быть не менее 13,8), чтобы исключить генератор из списка подозреваемых. При отсутствии желания или возможности самому разобраться в ситуации, в самое ближайшее время покажитесь на СТО для тестирования аккумулятора, генератора и замера утечки тока. Это не займет много времени и средств, а причину разряда АКБ выяснить и устранить нужно обязательно.

Прикурка автомобиля

Напоследок, предвидя вопрос, волнующий многих автолюбителей, сразу отвечаю: в исправном автомобиле с исправной нестарой аккумуляторной батареей ни сигнализация с обратной связью, ни оставленный в прикуривателе видеорегистратор не высаживают АКБ до состояния, при котором машина уже не заводится.

Если дело было не в аккумуляторе – обязательно поставьте батарею на зарядку стационарным зарядным устройством, поскольку генератор не в состоянии полноценно зарядить глубоко просевшую АКБ. И разработайте личинку дверного замка, иногда это может понадобится.