Ответим на звонок и проконсультируем пн-пт 8:00-20:00, сб-вс 9:00-18:00
Подробнее
PhoneSearch
Cart

Сезонное обслуживание автомобильных аккумуляторов

14.10.2025
Автомобильный аккумулятор является довольно сложным электрохимическим гаджетом, интегрированным в систему машины. Работать ему приходится в довольно жестких условиях, ведь перепады температур, особенно в подкапотном пространстве, могут достигать 60 градусов. Прибавим сюда трудности при запуске двигателя в сильный мороз после ночной стоянки, городской режим поездок - и в итоге батарея может выйти из строя раньше ожидаемого срока.

Чтобы этого не произошло, рассмотрим, как провести сезонное обслуживание автомобильных аккумуляторов, соответственно, продлить ресурс АКБ.

12314.jpg

Подготовка к зимнему периоду


1. Диагностика состояния аккумулятора. Снимаем АКБ с авто,
осматриваем корпус на предмет трещин, подтеков, грязи и аккуратно всё очищаем и протираем ветошью, смоченной в растворе соды.
2. Проверка заряда и плотности электролита. Замеряем напряжение на полюсных выводах (клеммах). Оно должно быть не ниже 12,4В. Если есть пробки – откручиваем их и проверяем ареометром плотность электролита в каждой банке. Она должна быть не ниже 1,25 г/см³ для умеренного климата и 1,27 г/см³ для холодных районов.
3. Контроль уровня электролита. Визуально смотрим, чтобы электролит покрывал сверху пластины на 1-1,5 см. В противном случае доливаем дистиллированную воду и ставим на подзарядку.
4. Очистка клемм и соединений. Ветошью или специальным ёршиком зачищаем клеммы АКБ (наждачную бумагу использовать не рекомендуется). Не забываем и клеммы автомобиля. Все соединения, идущие от батареи (в пределах досягаемости) отжать, зачистить и пережать.
5. Меры защиты от низких температур. Главное – АКБ должна быть постоянно заряжена, тогда морозы ему не страшны. Как дополнительная мера – установка специального термочехла с электроподогревом.

Весеннее обслуживание


Проверка аккумулятора после зимы производится идентично осенней. Особое внимание стоит уделить профилактике коррозии клемм и контактов, а также обязательной зарядке малыми токами на стационарном зарядном устройстве для восстановления после зимнего периода. Обязательно заряжаем малыми токами (5% от емкости).

13242.jpg


Летнее обслуживание


Летом, в жару аккумуляторы выходят из строя чуть ли не чаще, чем в сильный мороз. Особенно, если батарея установлена в подкапотном пространстве. Жара от солнца плюс высокая температура от двигателя – и вода из электролита испаряется. Особенно это касается обслуживаемых АКБ.
Чтобы такого не произошло, нужно установить термочехол на батарею (естественно, без электроподогрева).
Второй важный момент – осмотреть и прочистить вентиляционные отверстия на аккумуляторе, особенно в герметичных корпусах.
При высоких температурах в АКБ идет повышенное газообразование, а эта воздушная смесь крайне взрывоопасна. Именно поэтому многие автопроизводители оснащают авто дренажным воздуховодом, отводящим опасные выделения газа в подкапотное пространство.

Осенние работы


Для подготовки к зиме осенью нужно протестировать пусковые характеристики батареи. Если пусковой ток снижен на 30 процентов и более – в мороз машина не заведется.
Если все нормально – следующим шагом будет проверка системы зарядки авто. На холостом ходу при включенных фарах генератор должен выдавать на клеммы АКБ не менее 13,8 В. Проверяется обычным калиброванным мультиметром.
Также не забываем перед холодами поставить аккумулятор на профилактическую зарядку стационарным ЗУ.

Общие процедуры обслуживания


Предлагаем рассмотреть систематические процедуры обслуживания стартерных АКБ в течение года.

Что нужно сделать

Как часто

Профилактическая зарядка стационарным зарядным устройством

Как минимум перед наступлением холодов и после зимы. При коротких поездках – раз в три месяца

Контроль напряжения, выдаваемого генератором

Каждые пол года или при любом появлении на СТО

Измерение плотности и уровня электролита в обслуживаемых корпусах

В летом – ежемесячно, в межсезонье – раз в три месяца

Очистка корпуса АКБ

По мере загрязнения

Проверка авто на ток утечки

После любого ремонта электрики в машине

Диагностика АКБ на остаточный пусковой ток

Перед наступлением холодов


Необходимые инструменты и материалы


Для самостоятельной проверки и обслуживания аккумуляторной батареи вам может понадобится несколько гаджетов. Мультиметр – для измерения напряжения АКБ, работоспособности генератора и проверки тока утечки.
Ареометр нужен для тестирования плотности и прозрачности электролита.
Средством очистки корпуса батареи может послужить губка или ветошь, смоченная раствором воды и соды.
Металлический ёршик необходим для зачистки клемм и мест соединения силовых проводов. Также следует побеспокоится о наличие защитного состава для полюсных выводов. Напоминаем: смазка наносится после установки и затяжки поверх места соединения.
Всё это стоит недорого, однако, если нет желания с этим возиться – достаточно обратиться на любой пункт продажи и обслуживания АКБ к квалифицированным мастерам.

3243242.jpg


Типичные проблемы по сезонам


• Зимние неисправности.
Загустевшее на морозе моторное масло создаёт дополнительные трудности при запуске двигателя. В дизельных ДВС перед стартом срабатывают свечи накала, потребляющие много энергии. Холодный аккумулятор гораздо хуже принимает заряд от генератора, особенно это касается коротких городских режимов.
• Летние проблемы
В жаркий период года батареи выходят из строя почти так же часто, как и в мороз. Виной этому является высокая температура, особенно в подкапотном пространстве. Из электролита происходит повышенное выкипание воды, что приводит к чрезмерному повышению плотности электролита и осыпанию активной массы пластин.
• Весенние особенности
После трудной холодной зимы аккумулятору необходимо восстановление: очистка корпуса и клемм, проверка уровня электролита и обязательно профилактическая зарядка.
• Осенние риски
Влага и сырость – на корпусе АКБ их не должно быть. Заблаговременно готовьте машину к зиме, проверьте работу генератора и протестируйте аккумулятор на фактический пусковой ток, чтобы понимать – заведется ли машина с наступлением мороза или лучше поменять АКБ на новый.

Рекомендации по хранению


Если автомобиль не эксплуатируется более трех недель, аккумулятор необходимо отключить от электрической цепи. При отрицательных температурах также рекомендуется демонтировать его и занести в отапливаемое помещение.
Самое главное правило хранения аккумулятора: он должен быть полностью заряжен, желательно зарядным устройством. При длительном хранении периодически, раз в три месяца, проверяем напряжение на клеммах, и, при падении этой величины до 12,4В или ниже, производим подзарядку.
Напоминаем, что хранится АКБ должна в месте, недоступном для детей и имеющем вентиляцию. Рядом не должно быть открытых источников огня и отопительных приборов.

432422.jpg

Профилактические меры


Срок службы аккумуляторной батареи можно продлить почти в два раза, используя несложные меры профилактики.
1. Следите за исправностью электрооборудования авто: генератор, стартер, проверка на наличие утечки тока.
2. Периодически, в зависимости от режима поездок, проводите профилактическую зарядку.
3. Не забывайте проверять уровень и плотность электролита.
4. Батарея должна быть чистой и сухой, все клеммы зачищены.
5. АКБ должен быть подобран в соответствии с рекомендациями завода.
6. При выборе аккумулятора в магазине обращайте внимание на АКБ, соответствующие своим параметрам по пусковому току. Дата выпуска – не старше одного года.

Заключение


В данной статье мы рассмотрели все варианты подготовки, эксплуатации и хранения стартерных аккумуляторных батарей в зависимости от времени года и сезона. Если у Вас возникли вопросы – смело обращайтесь к нашим специалистам, напрямую или по телефонам, и мы всегда расскажем, как правильно ухаживать за аккумулятором, либо сделаем это сами - в рамках поддержки наших клиентов.