67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее
Контакты+375 29 211-35-42 +375 29 111-71-48 +375 17 369-07-78 Онлайн-консультация:+375 29 111-71-48info@akkamulik.by

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе?

09.06.2023
Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе

Плотность электролита – это важный показатель, определяющий состояние свинцово-кислотного аккумулятора и его готовность к работе. Он определяет концентрацию серной кислоты в растворе и, следовательно, показывает, как хорошо заряжена батарея. У заряженного аккумулятора плотность электролита должна быть выше, при разряженном – меньше. Естественно, эту характеристику можно измерить только в обслуживаемых АКБ с жидким электролитом.

Оптимальные показатели плотности электролита в АКБ

Нормальная плотность электролита зависит от температуры окружающей среды и состояния заряда аккумулятора. Например, в норме для расчета значения используется температура 25 градусов Цельсия. При разных температурах и плотность также будет отличаться. К примеру, оптимальная плотность у заряженного аккумулятора в нашем климате должна быть равна 1,25-1,27 г/см3 ± 0,01 г/см3. Придерживаться этих показателей крайне важно, поскольку плотность электролита влияет на заряд аккумулятора – и наоборот. Вот такой вот круговорот.

Плотность электролита в зимнее время

Зимой плотность электролита может уменьшаться из-за того, что электрохимические реакции происходят гораздо медленнее. При сильно заниженной плотности, а значит – при глубокой разрядке батареи – вода, входящая в его состав, может замерзнуть. Это может иметь очень печальные последствия, поскольку лёд при замерзании расширяется и может повредить пластины с активной массой. Нормой плотности в зимнее время можно считать 1,25-1,27 г/см3 ± 0,01 г/см3. В северных регионах, чтобы исключить замерзание электролита, плотность искусственно повышают до 1,30 г/см3. Как это сделать – мы писали в другой статье. Однако важно понимать, что чем выше плотность, тем меньше прослужит АКБ.

Показатели плотности летом

Летом наоборот, плотность электролита может повышаться из-за того, что при высокой температуре аккумулятор быстро испаряет воду. В результате может происходить выкипание воды (кислота не испаряется), что снижает эффективность работы аккумулятора и сокращает его ресурс. Также при этом велика вероятность оголения пластин с активной массой. Для предотвращения этого необходимо следить за плотностью электролита и при необходимости проводить его разбавление дистиллированной водой до уровня 1,25-1,27 г/см3. В жарких странах с тропическим климатом плотность заряженного АКБ принято поддерживать на уровне не выше 1,22 г/см3, что благоприятно влияет на срок службы батареи.

Таблица плотности электролита

Для справки приведем показатели плотности электролита в зависимости от климатической зоны.

Климатическая зона (со средней температурой в январе, °C)Плотность электролита при +25°C, г/см³
ЗаливаемогоВ полностью заряженной батарее
Крайний Север (от -50 до -30)1,271,29
Северная зона (от -30 до -15)1,261,28
Центральная зона (от -15 до -4)1,241,26
Южная зона (от -15 до +4)1,221,24
Тропическая зона (от +4 до +6)1,201,22

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе

Проверка плотности электролита в аккумуляторе проводится простейшим диагностическим прибором – ареометром. Для этого откручиваем пробки в каждой банке, с помощью груши набираем электролит в колбу и смотрим на показания поплавка, погруженного в электролит. Сверяемся по таблице. Если плотность слишком высокая - откачиваем часть электролита и вместо него доливаем до нужного уровня дистиллированную воду. Проверяем плотность повторно и закручиваем пробки, заряжать после этого не надо.

Если плотность низкая – первое, что мы делаем, это ставим батарею на зарядку стационарным зарядным устройством. Заряжаем до тех пор, пока плотность не придет в норму. Важно понимать, что повысить плотность разрешается только одним путем – зарядкой. Искусственное повышение методом доливки корректирующего электролита сверхвысокой плотности допустимо только в условиях Крайнего Севера, поскольку это сокращает срок службы АКБ в разы. Итак, мы привели допустимую плотность электролита в норму, можно ставить на авто и пользоваться.