67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее

Как заряжать гелевый аккумулятор

10.02.2022
Как заряжать гелевый аккумулятор

Гелевый АКБ так же, как и обычный, разряжается во время эксплуатации, и его необходимо периодически подзаряжать. В данной статье мы рассмотрим, как происходит зарядка гелевого аккумулятора и как это сделать правильно, не навредив батарее.

Особенности гелевых аккумуляторов

Сразу определимся: часто «гелевыми» называют АКБ, сделанные по технологии AGM. Это не так. В гелевых АКБ электролит загущен до состояния зубной пасты, на корпусе стоит маркировка GEL. У AGM жидким электролитом пропитано стекловолокно, запрессованное между пластинами. Гелевые батареи производятся как на 12 вольт, так и 2,4,6,24,48 В. Но наиболее распространено двеннадцативольтовое напряжение. Как правило, большинство гелевых аккумуляторов являются тяговыми, их редко ставят в автомобиль, за редким исключением некоторых стартерных АКБ для мототехники.

Для зарядки батарей данной технологии производства применяются специальные зарядные устройства, поддерживающие режим GEL.

Выбор зарядного устройства

Выбор зарядного устройства для гелевого АКБ

Заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт можно не каждым, попавшим под руку устройством. Перечислим обязательные параметры ЗУ для данного типа батарей. Итак, зарядное должно быть:

  • Импульсным (в отличие от обычного трансформаторного зарядного устройства);
  • Полуавтоматическим (способно понижать силу тока в зависимости от уровня зарядки АКБ и возможностью точно устанавливать напряжение зарядного тока);
  • Напряжение зарядки должно быть 14-14,3 В., не больше и не меньше.

Как правило, все современные импульсные зарядные устройства имеют либо ступенчатую, либо плавную регулировку по напряжению и силе зарядного тока. Следует отказаться от ЗУ, не имеющих данных регулировок (полный автомат).

Правила зарядки гелевого АКБ

Итак, с зарядным устройством мы определились. Теперь расскажем, как правильно заряжать гелевый аккумулятор.

  • Выставляем на «0» все регулировки зарядного устройства;
  • Подключаем клеммы ЗУ к батарее согласно полярности;
  • Выставляем напряжение 14-14,3В на ЗУ;
  • На корпусе аккумулятора ищем надпись Max Initial current – Начальный ток зарядки аккумулятора (амперы). Если сомневаетесь – амперы ставим 5-10% от емкости батареи;
  • Производим процесс до полного заряда и отключения зарядного устройства;
  • В процессе зарядки следим, чтобы АКБ не нагревался. В противном случае прекращаем зарядку, перепроверяем установочные данные ЗУ, даем аккумулятору остыть и начинаем заново. Нагревание АКБ также может свидетельствовать о выходе её из строя.

После зарядной процедуры, для контроля состояния батареи даем ей отстояться сутки и замеряем напряжение на клеммах, которое должно быть не ниже 12,4В. Если напряжение опустилось ниже этого уровня – АКБ следует заменить.

Зарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла

Стартерные гелевые аккумуляторы для мототехники устанавливают, как правило, в современных мотоциклах, снегоходах, скутерах и квадроциклах. Благодаря своей конструкции и технологии изготовления, такой тип батарей очень устойчив к вибрации и частым запускам. Немаловажным является и то, что во время наклона, опрокидывания или даже повреждения корпуса с АКБ не протечет электролит, поскольку он находится в загущенном состоянии.

Зарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла

Процесс зарядки гелевой батареи для мототехники ничем не отличается от зарядки тяговых аккумуляторов. Для этого подключаем импульсное автоматическое или полуавтоматическое зарядное устройство согласно полярности, выставляем напряжение 14-14,3В и силу тока в 5-10% от емкости батареи. Во время процесса следим, чтобы АКБ не нагревалась. После того, как ЗУ прекратит зарядку, даем батарее отстояться пару часов и можем устанавливать на мототехнику.

Главной причиной преждевременного выхода из строя АКБ для мотоцикла является неправильное хранение вне сезона. Для того чтобы продлить жизнь аккумулятору, необходимо перед длительной стоянкой техники снять батарею, зарядить ее и хранить в помещении, периодически, раз в месяц контролируя напряжение на клеммах. В противном случае, при хранении техники с подключенным аккумулятором происходит разряд батареи ниже 11,5В и наступает необратимый процесс сульфатации пластин.

Почему нельзя заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством

GEL аккумуляторы очень чувствительны к зарядному напряжению, и поэтому крайне важно правильно заряжать гелевые АКБ.

Как мы писали выше, в таких батареях электролит с помощью присадки оксида кремния загущен до гелеобразного состояния, напоминающего полупрозрачную зубную пасту. Благодаря этому пластины очень плотно соприкасаются с гелем, токоотдача и электрохимические процессы происходят гораздо быстрее.

При зарядке гелевого АКБ простым ЗУ трансформаторного типа, может произойти перегрев пластин, и в месте соприкосновения геля и пластины произойдет неконтролируемая химическая реакция с выделением воды. Соответственно, гель потеряет свои свойства и начнет усыхать, а вода будет сосредотачиваться на поверхности электролита. Соответственно, вместо 10 лет срока службы такой батареи вы получите, в лучшем случае, год – полтора.

Гелевые АКБ являются наиболее технологичными и дорогими накопителями электроэнергии. Применяются, в основном, как тяговые в промышленности и на электротранспорте, так и на мототехнике в виде стартерных. Имеют срок службы до 10 лет и превосходные мощностные характеристики. Вместе с тем – весьма требовательны к выбору зарядного устройства и квалификации обслуживающего персонала.