Контакты+375 29 211-35-42 +375 29 111-71-48 +375 17 369-07-78 Онлайн-консультация:+375 29 211-35-42akkamulik@mail.ru

Как проверить утечку тока в автомобиле мультиметром

10.11.2022
Как проверить утечку тока в автомобиле мультиметром

Утечка тока, или по официальному – ток покоя, это величина, показывающая расход электроэнергии автомобильного аккумулятора во время стоянки машины. При превышении этого показателя автомобильная АКБ будет быстро разряжаться при простое, и через пару-тройку дней есть все шансы не запустить двигатель. В данной статье мы рассмотрим способы, как измерить и найти утечку тока самостоятельно.

Почему разряжается аккумулятор

Существуют общепринятые заводские нормы утечки тока, который должен быть не более 0,04 ампера в час (4 миллиампера). Основными автомобильными потребителями, создающими расход электроэнергии, являются:

  • бортовой компьютер,
  • часы,
  • сигнализация с иммобилайзером,
  • система мультимедиа.

И это только допустимые заводом потребители. Что уж говорить о подключенных видеорегистраторах, установленных нештатных компонентах аудиосистемы, навигаторах. Ток утечки также может создавать неисправное оборудование: диодный мост генератора, нарушение изоляции на каком-нибудь проводе или даже влага, попавшая в концевик центрального замка. О человеческом факторе в виде оставленной подсветки или незакрытого бардачка мы уже и не говорим. Также следует понимать, что даже при заводских нормах и исправном авто после месяца простоя АКБ получит очень глубокий разряд и не сможет запустить двигатель. В таком случае поможет только одно – снимайте минусовую клемму с аккумулятора на период продолжительного простоя.

Замер утечки тока мультиметром

Перейдем к тому, как определить утечку тока в автомобиле самостоятельно. Для этого нам потребуется обычный мультиметр. Измерение должно происходить при всех выключенных приборах и закрытых дверях машины.

Ток покоя аккумулятора

Итак, приступим:

  • Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
  • Переключатель мультиметра ставим на измерение силы тока – 10А.
  • Красный провод на мультиметре подключаем в силовое гнездо «10А мах».
  • Присоединяем один щуп прибора к минусовой клемме АКБ, второй – к снятому минусовому проводу авто. Для этих целей лучше всего использовать небольшие зажимы-крокодилы, поскольку диагностирование может занять до 30 минут.
  • Включаем сигнализацию и закрываем машину на центральный замок (не забудьте открыть одно из окон – на всякий случай).
  • Наблюдаем за показаниями прибора. В норме ток покоя не должен превышать 0,04 А/ч. Сначала мультиметр может показать до 2А утечки, но это нормально. Просто пошел опрос всевозможных датчиков и электронного блока управления. Затем амперы должны потихоньку уменьшаться. Если в течение 30 минут ток покоя не стал ниже нормативных показателей – дело плохо, придется искать, что выкачивает энергию из АКБ.
  • Важно: во время измерения не стоит открывать двери, стучать по машине и т.д. При безключевом доступе ключ отнести подальше от авто.

Определение места утечки

Если норматив превышен, переходим к самому сложному – поиску утечки тока. В современных автомобилях достаточно подключить компьютер к блоку управления, и он выдаст код ошибки, где и какой блок является проблемным.

Выявить утечку тока можно и по-простому. Подключаем мультиметр для измерения тока покоя, ждем 30 минут и начинаем вынимать по очереди каждый предохранитель. Возможно, для этого потребуется открыть двери и капот, не забудьте защелкнуть концевики дверей, чтобы машина увидела, что она закрыта. Итак, к примеру, при изъятии одного из предохранителей утечка тока пропала. Ищем информацию, что этот предохранитель защищает и визуально исследуем эту цепь. Возможно – перетерся провод, возможно – какое-нибудь реле не отключается. Короче-Гугл Вам в помощь, на автомобильных форумах уже всё давно описано и разжевано.

Предохранители в автомобиле

Одна из самых неприятных проблем – плавающая утечка. То она есть, то её нет. При этом машина засыпает через положенное ей время, а часов через пять начинается разбор энергии АКБ. К примеру, таким грешат модели Ford, в генераторе которых пробивает диодный мост, и он способен высадить АКБ «в ноль» буквально за пару часов. Диагностируется подключением авто к осциллографу, который в течение суток в режиме реального времени записывает характеристики ЭБУ автомобиля. Лечится заменой щеточного узла и диодного моста.

Ну и напоследок. Если эту беду никак не удается определить и победить, остается одно: установите старый добрый выключатель массы. Да, это не совсем удобно, но на 100% защитит АКБ от полной разрядки.