Что такое необслуживаемый аккумулятор?
![Что такое необслуживаемый аккумулятор](/images/chto-takoe-neobsluzhivaemyj-akkumulyator.jpg)
Необслуживаемая АКБ – это тип аккумуляторной батареи, которая не требует периодического контроля уровня и добавления электролита, а также других операций по обслуживанию, необходимых для обычных обслуживаемых аккумуляторов. В основном это достигается за счет использования герметичного корпуса и особой конструкции решеток электродов, которые обеспечивают длительное сохранение заряда и эффективную работу аккумулятора. Необслуживаемые батареи обычно используются в современных автомобилях, где требуется надежный и долговечный источник питания.
Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого
Оба типа этих батарей внешне можно отличить только по наличию или отсутствию пробок в банках. Разницу между обслуживаемым и необслуживаемым аккумулятором более точно можно увидеть, если распилить корпус. В устройстве необслуживаемого аккумулятора автомобиля применяется несколько «фишек», которых в обычной свинцово-кислотной аккумуляторной батарее нет. Во-первых – клапан сброса высокого давления со встроенным пароотделителем VRLA — Valve Regulated Lead Acid. При работе АКБ выделяются пары и газы и, чтобы корпус не взорвался – избыток давления сбрасывается через клапан. При этом водяной пар от испарившейся дистиллированной воды остается внутри корпуса.
![Устройство необслуживаемого аккумулятора](/images/ustrojstvo-neobsluzhivaemogo-akkumulyatora.jpg)
Вторым важным отличием является лабиринт на внутренней стороне верхней крышки. Испарившаяся при работе АКБ на 12 вольт дистиллированная вода (а именно она, а не серная кислота испаряется из батареи) конденсируется в лабиринте верхней крышки и стекает каждая в свою банку. Так же, как и в природе: вода испаряется из водоема, облако конденсируется и идет дождь.
![Испарение воды в необслуживаемом аккумуляторе](/images/isparenie-vody-v-neobsluzhivaemom-akkumulyatore.jpg)
Подытожим: отличить необслуживаемую АКБ можно по отсутствию пробок в банках либо надписи VRLA. Но и это еще не всё. В последнее время некоторые производители стали выпускать необслуживаемые АКБ с пробками. Основное отличие – пробки имеют прорезиненное уплотнительное кольцо, а при выкручивании их на нижней части можно увидеть и влаговозвращающий лабиринт.
Преимущества необслуживаемых АКБ
При эксплуатации необслуживаемая батарея имеет свои положительные стороны:
- Отсутствует необходимость периодического контроля уровня электролита.
- Батарея герметична, очень минимальное выделение сероводорода при работе. Рекомендуется при установке в салоне авто.
- В современных машинах АКБ может находиться в таком труднодоступном месте, что добраться до неё – целая проблема. И необслуживаемый вариант – прекрасный выход из положения.
- Автовладельцам, не желающим или не умеющим чего-то там лазить, проверять, доливать, такая необслуживаемая батарея – то, что надо. Из разряда «поставил и забыл».
- Срок службы таких АКБ рассчитан, в среднем, на 5-6 лет. А что еще надо?
- Если аккумулятор вышел из строя, то есть там пробки, или их нет – всё равно ничего уже не сделать.
Недостатки необслуживаемых батарей
К недостаткам данного типа можно отнести некоторые факторы эксплуатации:
- Потеря контроля над ситуацией. То ли произошло короткое замыкание в банке батареи, то ли «клинит» стартер. Разобраться можно только с помощью тестера АКБ.
- Если по какой-то причине электролит вытек (например – АКБ случайно перевернулась) долить его невозможно. Или придется насверливать отверстия в крышке.
- Ну и чем еще заняться в своем гараже местным Кулибиным? Раньше можно было открутить банки, проверить плотность, долить водички, а теперь?
Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый?
Вот мы и подошли к главному вопросу: какой тип аккумулятора лучше выбрать?
Если у Вас растут руки из нужного места, АКБ находится в легкодоступном месте, и Вам нравится всё держать под контролем – можете смело выбирать обслуживаемый тип АКБ. На данный момент 95% всех выпускаемых промышленностью батарей произведены по кальциевой технологии Са-Са, что существенно уменьшает испарение дистиллированной воды из электролита. Но его уровень всё равно необходимо контролировать, хотя бы два раза в год.
Для сложных современных авто, где аккумулятор упрятан «где-то там» отлично подойдет необслуживаемый вариант с минимальным выбросом паров сероводорода во время работы. Благодаря специальным клапанам его можно заряжать обычным стационарным зарядным устройством, а расход жидкости в нём сведен практически к нулю. Также такой тип АКБ подойдет для людей, не дружащих с техникой или не желающих лишний раз тратить свое время на самостоятельное обслуживание аккумулятора.