67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее

Что такое ампер-часы в аккумуляторе

16.12.2022
Что такое ампер-часы в аккумуляторе

Аккумулятор предназначен для накопления, хранения электроэнергии и передачи её электропотребителям. Одним из важнейших параметров, кроме пускового тока, типоразмера и полярности, является ёмкость батареи, которая измеряется в ампер-часах. Другими словами, ёмкость – это количество электроэнергии, которую может передать полностью заряженный аккумулятор за единицу времени. Разрядившись при этом до конечного минимального напряжения, которое равно 10,5 вольт. Рассмотрим эту тему более подробно.

Измерение емкости аккумулятора в ампер часах

Рассмотрим ампер-часы простыми словами на таком примере: имеем АКБ емкостью 100 А/ч. Это теоретически новый, полностью заряженный аккумулятор, который может отдавать силу тока, равную 1А в течение 100 часов, пока не разрядится до конечного минимального напряжения 10,5 вольт. Если это произошло в расчетное время, значит емкость в ампер-часах соответствует заявленной характеристике. Соответственно, 2 ампера батарея выдаст в течение 50 часов. И это касается новых АКБ. В старых, в следствие износа такой тест может показать 50-типроцентную просадку, а это значит, что АКБ пора менять. А вот 50 ампер за 2 часа новый аккумулятор не выдержит, поскольку в процесс вступает закон Степенной Зависимости, который рассчитывается по сложной математической формуле. Но не будем загружать наших читателей излишней информацией, ведь на практике потребителя интересует, скорее всего, остаточная емкость уже поработавшего аккумулятора или соответствие характеристик нового при покупке в магазине.

Измерение емкости АКБ тестером

На данный момент существует довольно много аккумуляторных тестеров, которые за пару минут продиагностируют аккумулятор и выведут на дисплей показатели остаточной и резервной емкости АКБ. Кстати, об этом ниже.

Расчет количества резервной мощности в аккумуляторе

Резервная мощность показывает, как влияют ампер часы в аккумуляторе на продолжительность работы подключенного электропотребителя. Эта характеристика определяется временем отдачи тока силой в 25А до разрядки батареи до минимально допустимого напряжения в 10,5 вольт. Измеряется не в часах, а в минутах.

Как правило, эта характеристика указывается только на тяговых батареях, использующихся в источниках бесперебойного питания, солнечной энергетике и так далее. В стартерных автомобильных аккумуляторах более важным показателем, особенно при тестировании старой батареи, является остаточный пусковой ток, который уменьшается со временем работы АКБ и находится в прямой зависимости от остаточной емкости батареи приблизительно 1 ампер час на 8-10 ампер пускового тока.

Номинальная и реальная емкость аккумулятора

К сожалению, все аккумуляторы, особенно стартерные, подвержены химическому старению. Условия эксплуатации и режим поездок, частота запусков, продолжительность поездок и наличие дополнительного электрооборудования – всё это сказывается на работе батареи. И чем почтеннее возраст, тем больше номинальные характеристики, указанные на корпусе аккумулятора, отличаются от реальных. Новая батарея емкостью 60 а/ч и пусковым током 600А через 5 лет может потерять до 50% своей емкости и, соответственно, пускового тока. Да и новую, при желании, можно довести до такого состояния за полгода.

Фактическую емкость старого аккумулятора, к примеру – 75 а/ч, можно измерить двумя способами. Первый – подключить к АКБ потребитель на 1 ампер, запастись вольтметром, зафиксировать время и ждать, пока напряжение не упадет до 10,5 вольт. Довольно сложно и долго. Второй способ – на 5 минут подъехать на толковый автосервис, автоэлектрик к батарее подключит тестер и выдаст Вам результат, который без труда можно расшифровать: остаточную емкость аккумулятора в ампер-часах и остаточный пусковой ток. И Вы уже будете владеть полноценной информацией, пора менять АКБ или сезон она еще продержится.