67 пунктов выдачи по Беларуси
Подробнее

Что такое необслуживаемый аккумулятор?

11.10.2023
Что такое необслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемая АКБ – это тип аккумуляторной батареи, которая не требует периодического контроля уровня и добавления электролита, а также других операций по обслуживанию, необходимых для обычных обслуживаемых аккумуляторов. В основном это достигается за счет использования герметичного корпуса и особой конструкции решеток электродов, которые обеспечивают длительное сохранение заряда и эффективную работу аккумулятора. Необслуживаемые батареи обычно используются в современных автомобилях, где требуется надежный и долговечный источник питания.

Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого

Оба типа этих батарей внешне можно отличить только по наличию или отсутствию пробок в банках. Разницу между обслуживаемым и необслуживаемым аккумулятором более точно можно увидеть, если распилить корпус. В устройстве необслуживаемого аккумулятора автомобиля применяется несколько «фишек», которых в обычной свинцово-кислотной аккумуляторной батарее нет. Во-первых – клапан сброса высокого давления со встроенным пароотделителем VRLA — Valve Regulated Lead Acid. При работе АКБ выделяются пары и газы и, чтобы корпус не взорвался – избыток давления сбрасывается через клапан. При этом водяной пар от испарившейся дистиллированной воды остается внутри корпуса.

Устройство необслуживаемого аккумулятора

Вторым важным отличием является лабиринт на внутренней стороне верхней крышки. Испарившаяся при работе АКБ на 12 вольт дистиллированная вода (а именно она, а не серная кислота испаряется из батареи) конденсируется в лабиринте верхней крышки и стекает каждая в свою банку. Так же, как и в природе: вода испаряется из водоема, облако конденсируется и идет дождь.

Испарение воды в необслуживаемом аккумуляторе

Подытожим: отличить необслуживаемую АКБ можно по отсутствию пробок в банках либо надписи VRLA. Но и это еще не всё. В последнее время некоторые производители стали выпускать необслуживаемые АКБ с пробками. Основное отличие – пробки имеют прорезиненное уплотнительное кольцо, а при выкручивании их на нижней части можно увидеть и влаговозвращающий лабиринт. 

Преимущества необслуживаемых АКБ

При эксплуатации необслуживаемая батарея имеет свои положительные стороны:

  • Отсутствует необходимость периодического контроля уровня электролита.
  • Батарея герметична, очень минимальное выделение сероводорода при работе. Рекомендуется при установке в салоне авто.
  • В современных машинах АКБ может находиться в таком труднодоступном месте, что добраться до неё – целая проблема. И необслуживаемый вариант – прекрасный выход из положения.
  • Автовладельцам, не желающим или не умеющим чего-то там лазить, проверять, доливать, такая необслуживаемая батарея – то, что надо. Из разряда «поставил и забыл».
  • Срок службы таких АКБ рассчитан, в среднем, на 5-6 лет. А что еще надо?
  • Если аккумулятор вышел из строя, то есть там пробки, или их нет – всё равно ничего уже не сделать.

Недостатки необслуживаемых батарей

К недостаткам данного типа можно отнести некоторые факторы эксплуатации:

  • Потеря контроля над ситуацией. То ли произошло короткое замыкание в банке батареи, то ли «клинит» стартер. Разобраться можно только с помощью тестера АКБ.
  • Если по какой-то причине электролит вытек (например – АКБ случайно перевернулась) долить его невозможно. Или придется насверливать отверстия в крышке.
  • Ну и чем еще заняться в своем гараже местным Кулибиным? Раньше можно было открутить банки, проверить плотность, долить водички, а теперь?

Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый?

Вот мы и подошли к главному вопросу: какой тип аккумулятора лучше выбрать?

Если у Вас растут руки из нужного места, АКБ находится в легкодоступном месте, и Вам нравится всё держать под контролем – можете смело выбирать обслуживаемый тип АКБ. На данный момент 95% всех выпускаемых промышленностью батарей произведены по кальциевой технологии Са-Са, что существенно уменьшает испарение дистиллированной воды из электролита. Но его уровень всё равно необходимо контролировать, хотя бы два раза в год.

Для сложных современных авто, где аккумулятор упрятан «где-то там» отлично подойдет необслуживаемый вариант с минимальным выбросом паров сероводорода во время работы. Благодаря специальным клапанам его можно заряжать обычным стационарным зарядным устройством, а расход жидкости в нём сведен практически к нулю. Также такой тип АКБ подойдет для людей, не дружащих с техникой или не желающих лишний раз тратить свое время на самостоятельное обслуживание аккумулятора.